Введение:

«Дурак» – популярная карточная игра для двух и более человек. Простота правил игры дурак и отсутствие дополнительных игровых приспособлений сделали «Дурак» самой известной карточной игрой на территории СНГ. Главная цель игры – оставить «в дураках» одного из участников. Последний оставшийся с картами на руках игрок объявляется «дураком» и становится дилером, обязанным раздать карты для следующего партии.

«Дурак» имеет несколько разновидностей, которые, несмотря на простоту, требуют вдумчивого изучения.

Цель игры:

Основная задача игроков – как можно быстрее избавиться от всех карт на руках. Достигается это двумя способами. Во-первых, сбрасыванием битых раздач, когда в ходе раунда сторона атаки исчерпала все возможности, что вынуждает сбросить карты, участвующие в раунде, и передать ход следующему игроку. Во-вторых, передачей своих карт, когда сторона обороны не сумела отбиться ото всех атак и вынуждена забрать карты текущего раунда себе.

По итогу в «Дураке» всегда много победителей и только один проигравший.

Колода карт:

«Дурак» не имеет стойких требований к колоде – правила работают одинаково для колод на 24 и 54 карты. Как правило, чаще всего используется 36-карточная колода. Особых требований к ней нет, поскольку ценность карты зависит только от старшинства, а значит подойдет колода с любым количеством карт.

Совет: чем больше игроков, тем бóльшую колоду карт следует выбирать, иначе партия закончится слишком быстро.

Раздача карт:

В самом начале игры выбирается дилер. Это происходит по договоренности либо случайным образом – например, броском кубика или с помощью игры в «камень-ножницы-бумагу». Дилер тасует колоду, после чего раздает по 6 карт каждому игроку рубашками вверх. Правила не подразумевают особый порядок раздачи, но зачастую, во избежание подтасовок, каждому игроку по очереди раздается по одной карте.

Как только раздача закончена, из колоды вынимается одна карта, демонстрируется всем участникам и кладется рубашкой вниз под колоду (перпендикулярно). Масть этой карты объявляется козырной.

Порядок ходов:

Право первого хода выбирается двумя способами на выбор. Первый предполагает поиск меньшей козырной карты на руках ­– например, если у одного из игроков есть козырная шестерка, то первый ход за ним. Во втором случае ходит игрок, сидящий слева от дилера («Дурака»).

Ход всегда направлен против оппонента по левую сторону от атакующего. Номинал и масть не имеет значения – игрок выбирает карту на свое усмотрение. Ходить можно двумя, тремя и четырьмя картами сразу, лишь бы они были аналогичны друг другу по номиналу. Например, четырьмя шестерками, тремя королями, двумя десятками и т.д.

Когда атакующий игрок кладет карту под противника, защитник должен отбиться картой аналогичной масти, но большей по номиналу. Например, игрок «А» кладет против игрока «Б» девятку бубен (9♦). Игрок «Б» может отбить ее старшей бубновой картой (♦), например, десяткой, валетом или тузом. Если у игрока «Б» нет бубновой карты, то можно отбиться и козырной мастью любого номинала, т.е. бубновая девятка (9♦) легко бьется шестеркой пик (6♠), если пики во время раздачи стали козырем.

Игрок должен либо отбиться, либо забрать карты себе. После окончания раунда игроки добирают из колоды карты до стандартных шести на руках. Если защищающийся отбился, то право хода за ним. Если нет, он пропускает ход до следующего круга.

Совет: всю игру вплоть до завершающей стадии рекомендуется выбирать наиболее слабые карты для хода. Причина проста – скинуть все слабые карты, чтобы появилась возможность набрать из колоды новые, возможно, гораздо сильнее.

«Бито» и подкидывание:

Если игрок успешно отбился ото всех атак, то текущий раунд признается законченным и все карты отправляются в «отбой» – как правило, в другую часть стола, откуда они уже не будут доставаться до конца партии.

В процессе игры участники имеют право подкидывать свои карты под защищающегося игрока. Правила здесь только два: во-первых, подкидывать можно только карты, чей номинал уже есть на столе. Например, если игрок «А» кладет девятку бубен (9♦), а игрок «Б» отбивается десяткой бубен (10♦), то все остальные участники игры могут подкинуть девятку или десятку любой масти. Защитник также обязан от них отбиться.

Правила выигрыша:

Победителем раунда считается атакующий игрок, что сумел положить на стол карту, которую не смог отбить защитник и был вынужден забрать себе все остальные карты на столе.

Итоговый выигрыш достигается сбросом всех карт на руках. Выход из игры не привязан к конкретной стадии: даже в первом раунде, при успешном сбросе всех карт, игрок считается победителем, и дальше партия продолжается уже без него.

Особенные правила и варианты:

Самым распространенным вариантом считается описанный подкидной «Дурак». Тем не менее, кроме него у игры есть еще несколько менее популярных редакций:

1.     переводной дурак – защищающийся может перевести атаку противника на другого игрока. Для этого нужно походить в ответ картой аналогичного номинала. Пример: игрок «А» кладет девятку бубен (9♦), игрок «Б», вместо того, чтобы отбить её, кладет девятку пик (9♠), и необходимость отбиваться переходит к игроку слева. Он так же может перевести карты следующему. Отбиваться приходится игроку, который не сумел перевести атаку дальше. Перевести можно только самую первую карту: отбившись хоть раз, сторона обороны теряет возможность переводить;

2.     бескозырный – игра ведется без козырей;

3.     подкидной дурак – подкидывать карты запрещено.

4. Китайский дурак – это игра, которая, по сути, похожа на классический вариант.

Стоит добавить, что простой «Дурак» считается первым вариантов игры, но широкое распространение по причине своей динамичности получил именно подкидной вариант.

Советы и стратегии:

В игре «Дурак» советы можно свести к одному тезису – нужно стараться отбить все карты. Даже если кажется, что взять карты выгодно. Причина в том, что после раздачи в колоде остается всего 8 козырей. Каждый пропущенный ход уменьшает вероятность получить его более чем на 40%. Таким образом, очевидно, что пассивная стратегия игры дурак не ведет к успеху. Следует избавляться от карт и искать новые козыри.

Также по ходу партии пригодятся следующие советы:

1.     подкидывать желательно по одной карте – так проще понять, какая масть у противника вызывает затруднение и давить в этом направлении;

2.     не стоит держать много карт одной масти – соперники быстро выявят ваше слабое место, и придется выбрасывать козыри;

3.    старайтесь запоминать карты, хотя бы крупные. Если туз и король червей ушли в отбой, а на руках есть дама червей, то эта дама является сильнейшей червовой картой этой партии. Полезное знание.

Если же вы всё-таки склонны придерживаться пассивной стратегии, то лучше стараться собирать парные карты. Так от них будет проще избавиться.

Заключение:

«Дурак» обманчиво прост. Всего несколько правил могут создать впечатление, что успешно игра не требует особых усилий. На деле всё несколько сложнее. Только с опытом приходит понимание всех тонкостей и умение своевременно реагировать на быстро изменяющиеся условия игры.

Самый важный совет – играйте как можно чаще. Изучите правила и приступайте к практике. Только так можно научиться хорошо играть и получать удовольствие.